Удивительное совпадение — как только мы на этой неделе затронули непростую тему дивидендных доходностей и "дивидендных акций" российского рынка, как вчера на эту же тему на наш рынок "упали" сразу две крупные новости о дивидендах:
- Газпром объявил о том, что не будет выплачивать дивиденды за прошлый год (- 2,81% по итогам дня);
- Газпромнефть объявила о том, что дивиденды за прошлый год будут в размере 12,16 руб на акцию.
Рынок ожидал гораздо более высоких дивидендов по Газпромнефти, поэтому падение этих акций по итогам вчерашнего дня - более 4,5%. Что же, тем актуальнее и "горячее" дивидендная тема. Прошлый пост про дивиденды и дивидендные акции на нашем рынке закончился вопросом: а действительно ли в России инвестиции в так называемые дивидендные акции позволяют жить на доходы от дивидендных выплат? Но для начала нужно понять, какие акции у нас в России принято считать дивидендными. И что вообще такое эта "дивидендная доходность"?
Итак, дивидендная доходность, Dividend Yield (DY) - это доход (в процентах за период владения – с даты расчета доходности до даты фактической выплаты дивидендов), приходящийся на каждый рубль инвестиций в обыкновенную или привилегированную акцию от выплаты дивидендов эмитентом такой акции.
DY=(DPS/P0)*100%
где:
- P0 – цена обыкновенной или привилегированной акции в рублях на дату расчета дивидендной доходности;
- DPS -дивиденд на акцию (Dividend Per Share), то есть размер дивидендов, приходящийся на одну обыкновенную или привилегированную акцию компании в рублях.
Это именно та формула, по которой считается дивидендная доходность, о которой так часто говорят аналитики инвесткомпаний и банков. Та самая, исходя из размеров которой вам так настойчиво предлагают купить дивидендные акции сейлз-менеджеры, рекомендуя это как замечательный, да что там, почти безрисковый способ получения дохода с фондового рынка.
Но что же здесь интересного, в этой простой формуле? А то, что в ней нигде не фигурирует текущая рыночная цена акции, которую инвестор купил с целью получения дивидендного дохода. Есть только цена покупки инвестором этой акции P0. То есть про текущую рыночную переоценку вашей инвестиции знаменитая формула как-бы стыдливо забывает…
"Действительно, а так ли уж важна текущую рыночная цена акции, которую вы купили? Ведь вы инвестируете на долгие годы с целью получения регулярного дивидендного дохода..." - удивленно спросит вас тот же сейлз-менеджер какого-либо инвестиционного дома. Ведь дивидендный доход действительно неплох у компании... Странная получается логика: инвестору предлагается как бы на время забыть о такой важнейшей вещи, как текущие рыночные цены на активы, которые он приобретает.
И тут, наверное, уместно провести аналогию с другим популярным у нас в стране видом инвестиций - покупке квартиры с целью последующего получения регулярного дохода от сдачи ее в аренду. Получается очень похожая ситуация: покупается некий актив по свободной рыночной цене с целью получения регулярного дохода, по сути, ренты. Но вряд ли какой-либо инвестор, купив "инвестиционную квартиру", перестает интересоваться текущей рыночной стоимостью своей инвестиции, даже получая регулярный доход в виде арендной платы.
Более того, рискнем предположить, что затяжной кризис на рынке недвижимости может привести к тому, что подобные инвестиции, сделанные эдак лет восемь-десять назад, до сих пор в "минусе" и, возможно, не окупились арендными доходами, поскольку цены на такую недвижимость довольно серьезно "просели". Но при этом владельцы квартир-инвесторы не считают свои инвестиции удачными и понимают, что в целом они пока в "минусе".
На фондовом же рынке почему-то принято "по-страусиному" не обращать внимание на "столь незначительные детали". По крайней мере, работники индустрии рынка ценных бумаг - аналитики, менеджеры по продажам, - при рекламе неопытным клиентам дивидендных бумаг, дивидендных историй и дивидендных стратегий предпочитают замалчивать проблему огромной волатильности фондового рынка и возможной отрицательной переоценки купленных акций. А клиент, впечатленный этими откровениями, начинает думать о дивидендных акциях, как о некоем особом классе бумаг, надежно защищенных как от текущих убытков от падения стоимости, так даже и от банкротства самого эмитента.
Да, действительно, в теории акции компаний, стабильно выплачивающих довольно высокие дивиденды, отличаются в среднем меньшей волатильностью, чем у рынка в целом. Эти бумаги чаще покупают крупные индексные и пенсионные фонды и долгосрочные инвесторы. Но это вовсе не означает, что дивидендные акции не подвержены рискам обесценивания в результате общерыночных тенденций или крупных проблем внутри самой компании-эмитента.
Отдельного разъяснения в этой связи заслуживают привилегированные акции. У многих инвесторов создается впечатление, что привилегированные акции, в отличие от акций обыкновенных, практически идентичны облигациям по своей сути. Но на самом деле это далеко не так. В отличие от облигаций, которые являются, по своей сути, долговыми обязательствами, обыкновенные и привилегированные акции являются бумагами долевыми.
То есть покупая облигацию, инвестор дает эмитенту деньги в долг, а покупая привилегированные и обыкновенные акции, он соглашается участвовать в капитале компании-эмитента, со всеми сопутствующими в этом бизнесе
рисками. В этом и есть коренная разница. При ликвидации компании-эмитента в результате процедуры банкротства по суду владельцы облигаций всегда будут впереди в "очереди" на получение части имущества компании, нежеливладельцы привилегированных и обыкновенных акций. В чем же на самом деле отличия "префов" от "обычки"?
Судя по названию, привилегированные акции имеют некие "привилегии", преимущества перед обыкновенными, обычными акциями. Приведу их:
- Первое и основное достоинство "префов" перед "обычкой" - владельцы "префов" при ликвидации общества имеют первоочередное право на получение части имущества. Но только среди акционеров! Все другие претенденты на имущество (кредиторы, бюджет, владельцы облигаций) стоят впереди. С нашей точки зрения сомнительное преимущество, особенно для рядового инвестора-физлица, а не крупного институционального инвестора-фонда. Вряд ли рядовой инвестор станет ждать финала и банкротства общества, чтоб претендовать на имущество впереди владельцев "обычки". Скорее, он просто раньше продаст свои "префы" с большим убытком.
- В уставе общества может быть прописано получение фиксированной части имущества общества для "префов", в отличие от "обычки"- а вот это уже более серьезный плюс. Но опять-таки, если это прописано в уставе, и если у общества вообще есть имущество в момент банкротства…
- Преимущественное право на выплату дивидендов перед "обычкой" и, зачастую, фиксированный размер дивидендов. Преимущество бесспорное, но оно имеет смысл только в том случае, если вообще эта прибыль есть. Если прибыли нет и иной источник выплаты дивидендов не прописан в уставе общества, владельцы "префов" точно так же не получат дивиденды, как и владельцы "обычки". Да, возможны выплаты не из прибыли компании, возможны выплаты даже фиксированного дивиденда - но все это должно быть зафиксировано либо в уставе общества, либо принято собранием акционеров в качестве дивидендной политики.
В этой связи особенно были бы интересны так называемые кумулятивные акции. По этим видам "префов", если принято решение не выплачивать дивиденды, то их выплата переносится на следующий год. Но такие виды"префов" крайне редки даже на Западе.
В обмен на эти преимущества существуют и ряд ограничений прав по "префам" по сравнению с обыкновенными акциями:
- Часть прибыли, направляемая на дивиденды по "префам", обычно значительно меньше, чем часть прибыли, распределяемая в виде дивидендов по "обычке". А если прописан фиксированный размер дивидендов, то он вообще не зависит от прибыли общества. В плохие годы это хорошо, но в хорошие времена все "сливки" дивидендов достаются владельцам "обычки". И тут все справедливо. Вы же хотели гарантированных выплат - пожалуйста... Но никто не обещал их высокий размер владельцам "префов".
- "Префы" лишены права голоса на собраниях акционеров. Исключение составляют лишь случаи, когда принимаются важные решения для всех акционеров - ликвидация, реорганизация общества и т. д. Если же дивиденды по"префам" не выплачиваются, то тогда их владельцы получают право голосовать наравне с владельцами "обычки".
Из всего вышеизложенного ясно, что привилегированные акции ни в коей мере не тоже самое, что облигации. Да, они в чем то похожи на облигации, поскольку вероятность получения гарантированного и фиксированного дохода все же значительно выше, чем у обыкновенных акций, но в принципе это все те же долевые ценные бумаги. В дальнейшем мы увидим, что в качестве дивидендных бумаг "префы" - не на первых ролях на российском фондовом рынке.
Кстати, нужно еще разъяснить, какие акции на нашем российском рынке традиционно считаются дивидендными. Главными показателями, по которым акцию можно отнести к классу дивидендных - это стабильность выплаты и размер выплачиваемых дивидендов. Показатель стабильности при этом на первом месте – и именно он, а не размер дивидендов, отличает класс дивидендных акций.
Дело в том, что высокий размер дивидендов - понятие относительное, если не субъективное. Представления о высоте дивидендных выплат могут меняться в зависимости от инфляции, динамики валютного курса национальной валюты, разности в налогообложении депозитов и дивидендов и т. д. И самое главное - нет никаких обязательств компаний-эмитентов выплачивать определенные суммы в качестве дивидендов, даже по привилегированным акциям, какие есть, например, по тем же облигациям или по тем же депозитам. Косвенно размер выплачиваемого дивиденда обычно прописывается в уставе акционерного общества, но только как процент от чистой прибыли (либо по МСФО, либо по РСБУ ). Все прописанное в уставе касательно величины и периодичности выплаты дивидендов называется дивидендной политикой компании, и она также может меняться.
Правда, в последние годы в России произошли некие положительные изменения. Несколько лет назад указом Президента было одобрено внедрение 50-процентной планки от чистой прибыли - как части прибыли, идущей на дивиденды, но только для госкомпаний. То есть для компаний, контрольный пакет которых принадлежит государству. И все равно, даже при этом дивиденды по акциям, по сути, ничем, кроме прибыли компании, не гарантированы. А вот есть ли прибыль или нет (да еще иногда и по РСБУ!) - это большой вопрос.
Все известные мне данные по фактически осуществляемой дивидендной политике в ведущих российских компаниях, я свел в таблицу 1. Данные приведены для 40 наиболее ликвидных российской компаний, торгуемых на Московской Бирже. Эти 40 компаний будут нас интересовать на протяжении всего нашего исследования "дивидендной темы" российского фондового рынка.
Таблица 1
Из таблицы 1 видно, что во-первых, разброс дивидендной политики даже у самых ликвидных российских акций очень велик. Во-вторых, по "префам" процент от прибыли, выделяемый на дивиденды, значительно меньше, чем по обыкновенным акциям. Это как раз подтверждает сказанное выше - повышенные гарантии выплаты дивидендов оборачиваются на практике потерей их величины по сравнению с обыкновенными акциями. Исключение- привилегированные акции Сургутнефтегаза, по которым выплачиваются такие же дивиденды, как по обыкновенным. Но Сургутнефтегаз - эмитент особый на российском рынке, и о нем пойдет речь ниже.
Со стабильностью все ясно - она может иметь место у дивидендных акций, но не обязана. А что же с размером дивидендов у таких бумаг? Ну, как минимум, дивидендный доход должен быть не меньше инфляции и сопоставим с процентом по банковским депозитам. Иначе нет никакого смысла вкладываться в акции именно ради дивидендов. На сегодняшний день в России приемлемым размером дивидендов считается уровень 10 - 13 % годовых в рублях. Редко когда дивиденды бывают выше этих цифр. Именно акции с таким размером дивиденда традиционно причисляются аналитиками и сейлз-менеджерами к дивидендным.
При этом, как правило, показатели стабильности выплаты дивидендов вообще не упоминаются. А на самом-то деле они существуют! О том, какие это показатели и какие компании считаются стабильно выплачивающими дивиденды - в следующей статье нашего цикла о дивидендах и дивидендных доходностях российского рынка акций.
А пока всем добра и удачных инвестиций!