Блог - РОССИЯ НА ВОСТОКЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА
30 октября, 11:27

РОССИЯ НА ВОСТОКЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА

РОССИЯ НА ВОСТОКЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА
К русским в целом «улица» Востока, да и значительная часть элит, относится зачастую лучше, чем к представителям Западного мира. 
 
Причин тому, на мой взгляд, несколько.
 
1. Хотя Россию на Западе считают Империей, на Востоке подавляющее большинство населения так не думает. Это очень важно и любопытно! 
 
Для европейцев,  особенно восточных (поляков, балтов, чехов, украинцев т.д.), русские – имперская нация, и покуда наша страна не перестанет быть Империей, покоя всем от нас в Европе не будет. Известный тезис Збигнева-Бжезинского: Россия сможет стать «нормальной» страной, лишь прекратив быть Империей. Первый шаг к «де-империализации» России – это отход от нее Украины, и т.д. Покуда же русские – Империя, они – угроза.
 
На Востоке же русские, как правило, не восприниматься как «колониальные имперцы» в том смысле, какими для Азии и Африки были британцы, французы, португальцы, бельгийцы. У людей на «не-советском» Востоке нет исторической памяти нашего отечественного колониализма, и это ставит последних априори в лучшее положение по отношению к нам, чем многие европейские народы.
 
Конечно ж все, кто знает историю, понимают: русские – такая же империя со своими колониями, протекторатами и т.д. Завоевание Средней Азии или части Кавказа в 19 веке мало отличались от действий европейцев в Азии и Африке. Мы, русские, военной силой, как и европейцы, покоряли  народы «нашего» Востока. Хотя были и исключения, конечно. 
 
Но! Образ России на «не-советском Востоке» спасает Советский период. И еще надо отдавать себе отчет, что русский колониализм изначально был более инклузивным (inclusive), чем европейский, т.е. он активно включал и интегрировал местные элиты и был значительно более социально однородным, чем Западные империи.
 
Но все ж главное другое – 70 лет СССР во многом уровняли всех внутри советского  «плавильного котла». Советский Союз никогда не был моделью ограбления метрополии колоний по типу Западных империй, и, безусловно, много дал и Средней Азии, и Кавказу. «Большой Восток» это знает и понимает.
 
Для старшего поколения китайцев, арабов, индусов и т.д. (для тех, кто или бывал в Союзе, или учился, или видел советских сотрудников в своих странах) нет и не было ощущения, что, скажем, советские православные «угнетали» советских мусульман или русские угнетали кавказцев. Другими словами, советский опыт на Востоке не воспринимается как русский колониализм европейского типа. 
 
 
2. Восток в целом не хочет одностороннего глобального доминирования Запада во главе с США. Он им не выгоден, ибо несёт массу издержек, потенциальных трудностей и угроз.
 
Восток не любит ни давление Запада по вопросам их внутренних дел, ни нередкого лицемерия западной политики, когда экономические, военные или геополитические интересы продавливаются силой и подаются под соусом борьбы за ценности.
 
Ну и надо признать. История политики Западных стран на Востоке уже после развала Европейских Империй была очень далека от заявленных уже в наше время глобальных позитивных гуманистических ценностей Западной Цивилизации. Даже последние десятилетия – это во многом просто череда ошибок, просчётов, порой ненужных войн и вмешательств (Ирак, Ливия, Афганистан и масса других обломов и провалов). Примеров успешных вмешательств Запада в дела Востока почти не существует со времен Второй мировой войны (успехом можно считать Японию и Южную Корею). А еще к успехам можно отнести первую войну в Заливе по освобождению Кувейта от войск Саддама Хусейна при Буше Старшем. Ну, вот, пожалуй, и все. 
 
На Востоке это хорошо понимают, знают, и поэтому Запад недолюбливают. Примечательно, что на Востоке, особенно Ближнем, ты чаще можешь услышать упрёки в адрес Америки в империализме и нео-колониализме, чем в сторону русских. Русских уважают за то, что они способны противостоять США, за то, что самостоятельны и суверенны. Это вот так реально. Без пропаганды. Ирония в том, что популярность нашего отечества отчасти – это в значительной степени отражение нелюбви местной «улицы» к американцам и европейским колонизаторам. Это вера в силу, способную быть контрбалансом западной гегемонии.
 
Я далеко не сторонник того, чтобы мазать все, что делает Запад в регионе, чёрной краской. Это, конечно, далеко не так. Евросоюз делал и делает большую позитивную работу в этой части мира, но факт остается фактом.
 
Исторический опыт колониализма и пост-военных десятилетий научил Восток одному – пусть лучше этих «гегемонов» и «центров силы» будет много (Запад, Китай, Россия и т.д.), а мы уж как-нибудь между ними будем лавировать и отстаивать свои интересы. Так удобнее и выгоднее, чем одностороннее господство Запада во главе с США.
 
Вот так картинка видится с Востока – и это дает козыри и русским, и китайцам, да и Западу в чем-то тоже. Восток – самый твёрдый сторонник многополярности.
 
 
3. Историческая полифоничность русских и высокая способность «встроиться» в Восток
 
Это важно. Русские исторически научились неплохо «ладить» с восточными обществами. Ислам и тюркский восточный уклад для России не инородный элемент, а часть её ДНК и цивилизации, и это большой плюс.
 
На Востоке русских уважают и любят за определенную «демократичность» в общении, природное отсутствие цивилизационного высокомерия и показного превосходства. Русские не ставят себя выше их, и люди восточные это ценят.

РОССИЯ НА ВОСТОКЕ. СЛАБОСТИ

1. «Большому Востоку» не нужна Россия в роли лидера переустройства мира на грани полугорячей и тем более горячей войны с Западом. Все за многополярость и эрозию одностороннего Западного доминирования, но не такой ценой. Большой Войны никто не хочет. 
 
И Китай, и Индия, и остальные хотят перемен системы международных отношений и мировой финансово-экономической системы в РАМКАХ этой системы, а не путем её полного сноса и разрушения. Им-то зачем? Совершенно очевидно, что именно Китай (а не Запад) стал главным бенефициаром мировой экономической и финансовой системы Западного глобализма. Именно поэтому Президент Трамп и начал де-глобализацию сам. Америка поняла, что существующая система стала более выгодна Китаю и другим авторитарным модернизаторам, нежели самому Западу. 
 
Китай полностью встроен в международную экономику и теснейшим образом взаимозависим с Западом. И тем, и другим опасны серьёзные экономические санкционные войны, ибо (в отличие от России, экономика которой более способна существовать, пусть средненько, но относительно автономно) вся Китайская стратегия успеха и выход на первые роли в мире к середине века зависят от экономических связей с Западом. Весь новый «Шёлковый Путь» Китай строит не в пустоту, а в Европу с богатым население в 500 млн человек.
США – первый торговый партнёр (торговый оборот в 10 раз выше российско-китайского), далее – Япония и Южная Корея.
 
Удар по Европе, вызванный энергетическим кризисом в отношениях с Россией, не выгоден Китаю. Спрос на его продукцию падает, в то время как дома экономическая ситуация на фоне локдаунов и растущего пузыря на рынке жилья лишь ухудшается. Китай не может позволить себе сейчас серьёзного экономического кризиса и дальнейшего резкого падения темпов роста. Именно поэтому скорее всего он не пойдёт пока на резкое обострение с Западом в стиле того маневра, который сейчас проводит российское руководство. Издержки слишком велики. И у Китая нет фантомных болей по проигранной Холодной Войне и Советский Державе. Он крайне прагматичен и расчетлив, Холодную Войну не проиграл и экономическое соревнования с Западом пока тоже выигрывал. У китайцев меньше комплексов.
 
Кстати, опять-таки показателен прошедший съезд КПК. Китайцы называют «серыми носорогами», то что мы именуем «чёрным лебедем». В своей речи лидер партии Си Цзиньпиня недвусмысленно дал понять, что современная международная ситуация как никогда чревата «серыми носорогами», и это опасно и плохо. Слом современной международной системы и есть, в представлении китайцев, один из таких «серых носорогов». Для них это угроза! Их позиция довольно разнится с риторикой российских пропагандистов.
 
Пока и Китай, и Индия успешно противостоят давлению США, требующих от них сильнее изолировать русских экономически. Никто на Востоке (кроме, наверное, Ирана) не пойдёт на открытое нарушение санкций США и ЕС из -за опасения вторичных санкций, но и «прогибаться» под требования Запада о более жестких мерах тоже не намерены.
 
Но ситуация может поменяться, если, не дай Бог, возникнут инциденты с использования ядерных зарядов малой мощности. И Китай, и Индия будут категорически против, и последствия подобного сценария для отношений с Евразийским Востоком могут оказаться очень пагубными для российской экономики, ибо она в значительной степени держится на способности продавать им энергоресурсы с дисконтом.  
 

2. Попадание в излишнюю зависимость от Китая
 
Это тоже реальный риск. Изоляция от Западных технологий, финансов и промышленной базы неизбежно приведет к переключению России на китайские технологии, системы и многие промышленные товары. 
 
Катастрофы, конечно, в этом нет, но есть очевидные риски. Запад и Китай начинают очень жестко конкурировать и закрываться друг от друга именно в области самых передовых технологий будущего, технологий 4-ой Промышленной Революции. Это рано или поздно приведет к  биполярности не только в международных отношениях, но и в области технологической базы и систем (deep tech, hi tech, biotech, advanced computers, AI, big data etc.).
 
Будет два почти автономных и параллельных лагеря – Запад, прежде всего США, и Китай. Россия при нынешних раскладах автоматом войдет в китайскую зону, в то время как Европа и большая часть бывшего СССР – в западную технологических зону. Эта геоэкономика 4-ой Промышленной Революции может еще сильнее усилить барьер с Европой и надолго обеспечит нахождение России под сильнейшим влиянием Китайского Гиганта.
 
А ведь технологии – это будущее всего: вооружения, армии, научных и академических связей, промышленной базы, да и цивилизации будущего. 
 
До недавнего времени у России было значительно больше автономности в выборе технологического развития и способность маневра и создания смешанных и гибридных систем. Теперь этого нет.
 

3. Ситуация в Средней Азии. Казахстан
 
Бывший «советский» Восток – это еще один риск. При сохранении нынешнего тренда российское влияние в регионе будет снижаться на фоне значительного усиления позиций Китая и Турции. 
 
Экономически это почти неизбежно. Российская экономика, придавленная санкциями, будет менее конкурентоспособна. Россия, по уши увязая в конфликте в Украине, все меньше выглядит как гарант стабильности в регионе.

Казахи, особенно молодые, по понятным причинам насторожились. Если часть Украины – это «историческая Россия», то где гарантия, что кто-нибудь в РФ не начнет компанию с лозунгами, что север Казахстана – это тоже «историческая Россия», ибо это Южная Сибирь, населенная, в основном, этническими русскими.
Казахи боятся усиления русского шовинизма и «югославизации» ситуации. Пока вероятность конфликта невелика, ибо оба народа живут исторически дружно и с уважением. Но Россия для Средней Азии становится все более непредсказуемой, и поэтому присутствию Китая и, особенно, Турции будут все более рады и в Астане, и в Ташкенте, и в других столицах Средней Азии.
 

4. Иран
 
Еще одна тема, которая может «выстрелить» самым неожиданным образом.
 
Иран, отрицая все, спокойно поставляет беспилотники и т.д. в Россию. Этим Тегеран точно дает понять, что (i) не верит в возможность каких-либо договоренностей с США по снятию санкций в обмен на приостановку разработки ядерного оружия (договоренности Барака Обамы) и (ii) Москва сделала Тегерану «предложение, от которого трудно отказаться».
 
Что это? Думаю, лучшие специалисты стратегических служб Израиля, США, Европы, Саудовской Аравии и т.д. сейчас бросили немалый ресурс на анализ этой ситуации. Есть ли там что-либо, что позволит Ирану ускоренно создать бомбу? Есть ли там договорённости по Сирии, Ливану и т.д. Загадок море...
 
Я думаю, мы можем находиться лишь в начале пути значительного сближения России и Ирана,  что способно сильно повлиять на ряд ключевых отношений Москвы в регионе, прежде всего с Израилем. 
 
В случае конфликта Китая с США по Тайваню, возможно, есть вероятность образования нового «тройственного союза»: Китай, Россия и Иран, что в корне поменяет всю геополитику Евразии, и причем самым радикальных образом.

Максим Шашенков

Есть вопрос или уже готовы к обучению с ИФИТ?

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами, ответим на все интересующие вопросы и предложим оптимальную образовательную программу
под Ваш запрос

Оставить заявку на обучение

Контакты

8 (916) 720-25-25
Пн-Пт: 10:00-19:00.
Сб-Вс: 11:00-18:00
Москва, улица Сущевская, д. 19, ст. 4