События февраля и последовавшие за ними весенние санкции российские импортеры пережили так же, как и большинство россиян. Они испугались возможного «отключения» их от внешнего торгового мира и максимально закупились по невыгодному курсу (в среднем 89-90 руб. за доллар) самыми востребованными в их нише товарами.
Цены взлетели, потребитель сперва начал метаться, а потом замер. Продукты питания исчезали с полок, не успевая появляться. Была истерия по подгузникам, средствам женской гигиены и косметике. Скупались и другие европейские «бестселлеры» - качественные наполнители для кошачьих туалетов, корма для животных, запчасти для автомобилей.
Однако так случилось далеко не со всеми. Большинство импортеров оказались в ситуации затаваренности складов дорогой и ненужной продукцией. Ключевая ставка, поднятая до 20, заставила население быстро закрыть прежние кредиты и перестать брать новые. Ипотека и потребкредитование намертво встали. Никто не хотел покупать «лишние» и ненужные прямо сейчас вещи.
Кроме того, были разрушены понятные логистические цепочки – ввозить заканчивающийся товар оказалось все сложнее, как, собственно, и оплачивать. Не все банки проводили, да и проводят платежи. Не все страны принимают оплаты. И отсутствует закономерность, на основании которой можно наладить новые схемы доставки – все стремительно меняется.
Большая часть производства по-прежнему находится в Китае – сегодня завоз ключевых промышленных товаров проходит из Поднебесной через Казахстан в Россию. Серый импорт – через Турцию. Однако по-прежнему есть области, где альтернативным импортом заместить потери не удается. Например, промышленное оборудование для типографий. Производство для них находится в Европе. Каждая печатная машина имеет свои уникальные серию и номер. Заказать доставку сломавшейся части (да и определить, что сломалось) можно только предоставив номер машины. По видеосвязи служба техподдержки осматривает машину и просит российских инженеров провести необходимую диагностику, на основании чего делается вывод о поломке и высылается подходящая деталь. Сегодня – не высылается.
Тем не менее ситуация налаживается. Во многом этому способствует укрепление рубля и снижение ключевой ставки, которая планомерно возвращается к дофевральским показателям. Потребители начинают активнее приобретать товары, снова ожил рынок кредитования. Поддерживающие меры со стороны правительства тоже дают свои плоды. Теперь разрешено менять существенные условия договора в случае форс-мажорных обстоятельств, закупаться у одного поставщика, продлен сроки лицензий и упрощено их получение. Импортеры строят новые логистические цепочки. Поэтому есть вероятность, что в ближайшем будущем все снова наладится: население начнет брать кредиты и раскупит, наконец, лишние товарные запасы поставщиков. У последних снова окажутся деньги для импорта новых товаров, одним словом, экономика оживет.
Цены взлетели, потребитель сперва начал метаться, а потом замер. Продукты питания исчезали с полок, не успевая появляться. Была истерия по подгузникам, средствам женской гигиены и косметике. Скупались и другие европейские «бестселлеры» - качественные наполнители для кошачьих туалетов, корма для животных, запчасти для автомобилей.
Однако так случилось далеко не со всеми. Большинство импортеров оказались в ситуации затаваренности складов дорогой и ненужной продукцией. Ключевая ставка, поднятая до 20, заставила население быстро закрыть прежние кредиты и перестать брать новые. Ипотека и потребкредитование намертво встали. Никто не хотел покупать «лишние» и ненужные прямо сейчас вещи.
Кроме того, были разрушены понятные логистические цепочки – ввозить заканчивающийся товар оказалось все сложнее, как, собственно, и оплачивать. Не все банки проводили, да и проводят платежи. Не все страны принимают оплаты. И отсутствует закономерность, на основании которой можно наладить новые схемы доставки – все стремительно меняется.
Большая часть производства по-прежнему находится в Китае – сегодня завоз ключевых промышленных товаров проходит из Поднебесной через Казахстан в Россию. Серый импорт – через Турцию. Однако по-прежнему есть области, где альтернативным импортом заместить потери не удается. Например, промышленное оборудование для типографий. Производство для них находится в Европе. Каждая печатная машина имеет свои уникальные серию и номер. Заказать доставку сломавшейся части (да и определить, что сломалось) можно только предоставив номер машины. По видеосвязи служба техподдержки осматривает машину и просит российских инженеров провести необходимую диагностику, на основании чего делается вывод о поломке и высылается подходящая деталь. Сегодня – не высылается.
Тем не менее ситуация налаживается. Во многом этому способствует укрепление рубля и снижение ключевой ставки, которая планомерно возвращается к дофевральским показателям. Потребители начинают активнее приобретать товары, снова ожил рынок кредитования. Поддерживающие меры со стороны правительства тоже дают свои плоды. Теперь разрешено менять существенные условия договора в случае форс-мажорных обстоятельств, закупаться у одного поставщика, продлен сроки лицензий и упрощено их получение. Импортеры строят новые логистические цепочки. Поэтому есть вероятность, что в ближайшем будущем все снова наладится: население начнет брать кредиты и раскупит, наконец, лишние товарные запасы поставщиков. У последних снова окажутся деньги для импорта новых товаров, одним словом, экономика оживет.