Блог - Два в руках, три в уме - где баланс между материальными и нематериальными активами
8 февраля, 17:55

Два в руках, три в уме - где баланс между материальными и нематериальными активами

Два в руках, три в уме - где баланс между материальными и нематериальными активами

Сегодня поговорим об активах компаний - материальных и нематериальных. Почему возникла такая тема? Объясню. Совсем недавно на индивидуальном обучении был клиент. Он пришел с основной задачей - научиться актуализировать свой портфель. 

При анализе портфеля мы обнаружили серьезный “перевес” доли компаний, имеющих в своей “основе” нематериальные активы. Ситуацию пришлось “выравнивать”, изучив вначале сами понятия материальных и нематериальных активов.

Если взять данные бирж, мы увидим, что в целом на мировом рынке существенную долю составляют “нематериальные активы”. Это стоимость баз данных компании, зарегистрированных патентов, интеллектуальной собственности, самих брендов и так далее.  Правда, в течение последних пары лет такие активы показывают непривычную волатильность. Например, в 2022 году их доля упала на 25% за год (согласно ежегодному отчету консалтинговой фирмы Brand Finance) и составляет $57 трлн, тогда как годом ранее приближалась к $76 трлн.

Если сравнить американскую и российскую экономику, то видно, что нематериальные активы в США (intangible) занимают очень большую долю рынка, по размеру капитализации компаний в S&P 500 - около 90 %. Мало того, у 15 ведущих предприятий доля этих активов также выше 90 %, то есть почти равна самой стоимости фирм! 

А вот в России все наоборот!

У нас компаний с основой из нематериальных активов - кот наплакал, всего лишь чуть более 10 %. Какие предприятия входят в их число? Биржи ММВБ и СПВБ, онлайн-ритейлеры, которые подняли голову и быстро развиваются, телекомы и интернет-сервисы. 

Где же золотая середина? Ее нет! С одной стороны, раздувание оценки компании за счет нематериальных активов несет в себе дополнительные риски. С другой, недооценка таких составляющих как, например, бренд, ограничивает рост стоимости акций. 

Инвестору нужно быть очень внимательным при составлении своего портфеля. И, помимо классических показателей компании, отслеживать распределение активов на материальные (земля, недвижимость, оборудование, транспорт, запас товара, финансовые активы и др.) и нематериальные (базы данных, патенты, интеллектуальная собственность, авторские права, бренд и др.) 

Такое действие убережет вас от “перекашивания” портфеля в одну или другую сторону


Есть вопрос или уже готовы к обучению с ИФИТ?

Оставьте заявку, мы свяжемся с Вами, ответим на все интересующие вопросы и предложим оптимальную образовательную программу
под Ваш запрос

Оставить заявку на обучение

Контакты

8 (916) 720-25-25
Пн-Пт: 10:00-19:00.
Сб-Вс: 11:00-18:00
Москва, улица Сущевская, д. 19, ст. 4